Отзыв на мангу Убийца Гоблинов

Оценка автора: 9/10
Дата написания:

Оцените отзыв

Для чего эта рецензия?

  Устал ужасаться от неистовых комментаторов и бугуртов переводчика, а поэтому - таки возьмусь за одно из самых неблагодарных занятий – попытаюсь составить честную рецензию на превосходную мангу. Будет сложно, возможно нудно, местами будут попытки в здравую критику. Эта рецензия не для того, чтобы вы решили читать вам её или нет, но и не для того, чтобы вы поняли – чем же эта манга является. Эта рецензия – для того, чтобы хотя бы попытаться закончить бесполезный срач, связанный с этой мангой. Ну и обсудить некоторые тенденции, клише и шаблоны.

Глава первая:
Дьявол и Детали.

 Эта манга является довольно точной адаптацией ранобэ, но, к сожалению, с главной проблемой адаптаций, а именно – слишком подробный сценарий, при компиляции в более динамичную (поскольку манга – это еще и изобразительное искусство) и быстро текущую форму, оказывается неслабо ужат и порезан. Автор честно пытался перенести весь необходимый максимум, но некоторые важные нюансы могут оказаться настолько незаметными, что их слишком легко упустить и начать задаваться вопросами в духе “а почему это работает именно так”. Подобные вопросы, как их не оправдывай, всегда шли и будут идти во вред произведению, поскольку выдергивают из погружения и заставляют думать над произведением как о произведении в процессе просмотра.

 Что же за столь важная деталь оказалась незаметна, как оказалось, для многих? Ответ прост и односложен. История Убийцы Гоблинов (далее Гобс) – это по сути своевольная история в рамках правил настольных ролевых игр D&D. Со всеми вытекающими. И сам по себе этот факт – нормален и даже по-своему прекрасен, но об этом позже. Только вот из-за того, что он оказался не столь явно продемонстрирован именно в манге (в отличии от ранобэ, где этому был посвящен немаленький кусок текста, сконцентрированный именно на этой аллюзии) – читатель не всегда оказывается способен ответить на вопросы, ответ на который при знании этого факта – лежит на поверхности. И да, сорян за такое количество сносок в скобках.

 Откуда взялось ограничение на количество заклинаний? D&D. Почему гоблины плодятся и нападают? D&D. Почему новички идут на квест с гоблинами? D&D. Откуда столько авантюристов? D&D. Почему физика и логика порой работают именно таким образом? D&D. И так далее, так далее, так далее.

  D&D, он же Dungeon & Dragons, это набор правил и сценариев для настольной ролевой игры (ну или сама игра, как вам удобнее), являющийся праотцом настольных ролёвок, живущий и здравствующий и по сей день. В нём игроки (боги) управляют своими персонажами, обладающими своими весьма приземленными, но яркими характеристиками с помощью бросков кубиков и чистой и наглой фантазии, а мастер игры ведет их через приключения, подкидывая новые задачи, события, монстров и кирпичи на голову. Те, кто знаком с настолками хотя бы по наслышке (как я) – в курсе, что одним из главных правил является определенная логика, требующая от игроков банальных наглости и смекалки. Ради какого-либо веселого или изящного решения – логика мира реального и его правила могут оказаться высланы куда подальше, ибо где еще игроки могут оживить огромную дверь из адамантия, чтобы ты на собственных ножках проследовала за игроками до магазина, дабы быть распиленной на бабло? Где еще гном может поругаться с эльфом из-за критического промаха, уничтожившего всё вино последнего, после чего первый будет спаивать второго, а потом проведет всю ночь бегая по городу в поисках компенсации, из-за чего окажется втянут в нелепую историю с парой крыс? Где еще игрок может наплевать на мастера игры и вместо открытия двери – догадаться пробить рядом с ней дырку в стене, игнорируя задуманный мастером квест. И получить за это кирпич на голову. В пещере. Где еще можно встретить персонажа, настолько повернутого на снятии кожи с андедов, что тот заканчивает тем, что шьет из их лиц себе доспех, пугая местный люд?

 И Гобс, будучи мангой про D&D – следует этим правилам, ставя нестандартное мышление, яркие особенности персонажей и их заморочки, а также необходимость отправиться в приключение, которого так жаждет Эльфийка – превыше наших дотошностей до реализма. Да, именно так – эта манга не реалистична, хотя и может таковой показаться. Это создает ложное ожидание, поэтому, когда может показаться что оно не оправданно – получается всем известный бугурт. Но на самом деле главный герой попросту использует…неожиданное решение, которые едва ли можно увидеть в видеоиграх, но легко встретить в D&D настолке. И конечно – эти решения автор пытается обосновать логикой внутри мира и в мире нашем. Конечно герои руководствуются чем-то реальным, а не полётом фантазии уровня “машу руками, чтоб лететь”. Потому что это – не сценарий для D&D – это самостоятельное произведение, которое должно работать.

Глава вторая:
Потанцуем об архитектуре?

 Одним из ярких достоинств этой манги является, конечно, качество рисунка. Во-первых, он, чёрт его дери, стильный. Когда автору это надо – тени, кадр, композиция, экспозиция через рисунок, он может это всё. Причем он не стесняется играться со стилем рисовки. Поясню – вы наверняка знаете Onepunchman и диссонанс, вызываемый низко детализированным Сайтамой на фоне пиршества качественной графики? Вот здесь используется похожий прием, но работает он в другую сторону – героя словно размывает в грубые штрихи, как, например, угасшие зрачки у персонажей в аниме, показывающее потерю воли или смерть. Мангака выделяет подобным образом героя из окружающей среды, выглядит – очень шикарно. Так же он поднаторел и в иллюстрации светящихся глаз главного героя. Каждый раз, когда автор хочет показать того опасным, безумным, целеустремленным и хладнокровным одновременно – он это делает. Во-вторых, автор не кладет болт на композицию, как это принято у некоторых, и не ленится рисовать бэкграунды там, где это надо.

 Но есть проблема – это сам бэкграунд. В большинстве случаев он уж больно схематичный. Достаточно детализирован, чтобы дать нужную информацию и не раздражать пустыми фонами, но слишком этого мало для оценки “хорошо”. Безусловно – частая проблема для аниме и манги, но я буду честен. Рисунок качественен, но слишком уж условен в бэкграундах, а значит никаких 10\10 за графику…НО.

 Пункт первый доминирует над всем произведением, позволяя забыть об условностях картинки. К тому же, так же как мало манги, в которой бэкграунды сделаны лучше, так же мало манги, которая давала бы подобные сильные визуальные моменты, как в Гобсе. И если взять мангу берсерка или ванпанчмена с точки зрения графона, например, за 10\10, а мангу Mushishi за 8-9\10, то Гобс прыгал бы от 7 до 10 с непостоянством женщины в период-о-котором-нельзя-упоминать, от простенького, но весьма достойно нарисованного для манги рисунка, до ОБОЖЕМОЙ КАКЖЕКРУТОЭТОВЫГЛЯДИТ, через которое, что наиболее важно, мангака умело показывает не только действие, но и состояние героев и их настроение (а не только через O_O, ^_^, Т_Т, X_X и >_<, как это делают некоторые)

Глава третья:
Мне действительно лень придумывать название для этой части.

 Еще одно из ярких впечатлений, которые способна оставить эта манга, - это расшатывание фентезийных и сененовских клише. Но не стоит впечатляться раньше времени – эта манга не откровение, никогда им не была, никогда не пыталась ей выглядеть. Первая и главная задача этой манги – это быть интересным приключением, всё остальное – потом. Так что таки да, автор ранобэ, а следовательно и мангака, не стесняются использовать некоторые клише, в том числе и надоевшие. Но это не значит, что стоит забить на то, как другие клише и стереотипы тут ломаются и даже высмеиваются. Важно понимать, что, являясь по сути своей типичным представителем жанра фентезийного сенена, данное произведение по сути попросту иронизирует, причем само над собой.

 Но ирония эта работает сразу на нескольких уровнях, а это делает умудренному фентезятиной читателю – хорошо.

  • Первый уровень. Читатель привык ожидать одного, а тут внезапно - другое. Неожиданно, а значит удивление, а удивление – одна из самых сильных эмоций, которые мы испытываем в принципе. На этом любое произведение с “вотэтоповоротами” пытается выехать.
  • Второй уровень. “Все делают таким образом, а тут это высмеивается. Смешно, иронично, поучительно.” Данная манга просто между делом, не сильно акцентируясь на этом (в отличии от ранобэ, кстати, с акцентами в манге получше даже, чем там), дает комментарий по поводу надоевших и глупых клише в японском фентези.
  • Третий уровень. Создается впечатление реализма, о котором я уже говорил. А реализм позволяет ощутить реальность происходящего, т.е. воспринимать происходящее ближе к сердцу.
  • Четвертый уровень. Приходит мысль “А как я до этого сам не додумался?”. Восхищение смекалкой героя, авторской задумкой. Создается ожидание, которое никогда не оказывается обмануто – “А как он выберется из этой ситуации на этот раз? Интересно”. На подобном пытаются обычно выезжать детективы, кстати.
  • Пятый уровень. “Интересно, что это так работает. А правда – работает ли? Можно подумать над этим, надо загуглить или хотя бы полистать комментарии”.  Что тоже добавляет интереса.

Но, как я уже сказал, не надо ожидать, что эта манга только и будет, что на каждом шагу сокрушать очередное клише или высмеивать очередной тренд. Так же, как и не надо ругать её за то, что и сама она некоторым из них подвержена. Клише полно в любом произведении, по одной единственной причине – они работают. Другое дело, когда авторы начинают использовать клише не понимая зачем они в действительности нужны, используя как трафарет или набор “собери сам”, но тут – не тот случай. В основном они используются для того, для чего и нужны (где-то сглаживают экспозицию, где-то дают герою вознаграждение, где-то дразнят читателя. Все клише, что я увидел – на своём положенном месте, а не потому что так принято)

Глава четвертая:
Я уже говорил, что такое безумие?

Из раза в раз в комментариях можно увидеть множество сравнений Гобса и Берсерка. Давайте проясню – сравните пожалуйста Рембрандта и Кубрика. Не? Не получается? Филиппа Киркорова и Масс Эффект Андромеда? Тоже не особо? Это разные вещи? Ну да. Гобс – это классическое фентези на основе D&D, повествующее о приключениях одного персонажа с пунктиком и его смирившейся с ним группы, берсерк – это дарк фентези о максимальных страданиях и исцелении одного конкретно взятого персонажа. Это разные жанры, разные герои, разные цели и задачи произведения, разные высказывания, разные сроки производства, разные приоритеты. Всё что их роднит – они существуют в едином направлении искусства.

Но нет, раз за разом, комментарий за комментарием, сидят люди и пытаются выяснить настолько ли хорош берсерк, настолько ли хорош гобс, кто лучше, кто хуже, где реализма больше, чья фанбаза упоротее, чья манга круче, а детородный орган длиннее.

Еще раз – функционирующее государство и днд-шные герои вечно в приключениях ради приключений с одной стороны. Разрозненное феодальное общество раннего средневековья с историей искалеченного физически и морально героя – с другой. Это просто разные вещи, блин, если вам просто что то другое больше по душе – это ваше личное дело, а не проблемы отдельно взятой манги.
 Еще раз – жрица лечит, воин добряк, чувак убивает гоблинов на завтрак обед и ужин, потому что это его цель с одной стороны. Жрица жуткая садиства, воин не знает как проявлять теплоту к другим, чувак убивает монстров на завтрак обед и ужин, потому что они мешают ему выживать и добираться до своей цели – с другой. Да, они оба мстят, да в мангах присутствует жестокость, но мы же не сравниваем мстителей с “о чем говорят мужчины” просто потому что в обоих фильмах дело просходит в наши дни?
 Еще раз – D&D-шная рутинная магия с кастами и ограничениями на количество заклинаний с одной стороны. Попытка показать и окунуться в мир магии как нечто странное необычное и загадочное – с другой. У этих вещей просто разные задачи, разные функции, в мире гобса магия - это просто функция, часть мира, в берсерке – это часть истории. Их нельзя сравнивать, мы же не сравниваем транспортный самолёт с автомобилем?
 Единственное, что действительно роднит эти 2 истории – это то, что герои пережив тяжелые события оказываются морально искалечены, и авторы постепенно “исцеляют” их через окружающих теплом и заботой людей. Так же как 1+1. Да так же как в практически любой истории о том, что главному герою надо научиться принимать помощь и заботу окружающих. Давайте сравнивать, давайте сравнивать всё, даже если будем сравнивать совершенно несравнимое. В этом же так много смысла!!!

Глава четвертая:
Ничто не забыто?

 И это то, что побудило меня написать эту рецензию. Дело в том, что за всеми этими обсуждениями реализма, логики, длины мечей в нашем средневековье и длины дубинок у гоблина и берсерка – читатели как-то умудряются упускать то, что действительно важно. Знаете что отличает хорошее произведение от плохого? Наличие идеи. Наличие идеи способно оживить даже самую плохую, самую бездарную работу. Именно поэтому я готов смеяться и осуждать такие вещи как “Дети против волшебников” или “Комната” Томми Вайсо, но мне абсолютно, просто абсолютно и глубоко, плевать на какую-нибудь низкокачественную комедию от Сарика. У Сарика в работах – нет иной идеи, кроме как срубить бабла. Сам по себе – он безвреден и интересен лишь как предмет смешного обзора или как предмет критики за усваивание денег от фонда кино и мошенничестве.  Но лишь идея способна превратить среднюю работу – в хорошую, а хорошую – в великую.

 И что за тенденцию я сейчас вижу? Работы без малейшей идеи получают хвалебные отзывы, высокие оценки читателей. А в хороших работах люди обсуждают какую-то дичь, по типу указанной чуть выше. Предметом сравнения работ у среднего зрителя адулт-манги стали такие критерии как жестокость, герой который не боится присунуть, какие то непонятные сломы шаблонов, которые никогда сами по себе ничего не делали (на место чего то сломанного – надо ставить что то новое). А потом какой-нибудь блогерок выпускает сюжет про очевидные и стандартнейшие приемы в средней руки аниме, но подает это под соусом, будто это какое то откровение и никогда такого не было и вот опять.

 И я не буду молчать. Goblin Slayer по мнению рецензента является одной из лучших манга работ за последние годы. Она не является величайшим творением, нет, просто очень качественным, хорошо сделанным и отлично поданным произведением. Данное мнение рецензента было сложено по указанным далее причинам

  •   Отличная стильная рисовка, хоть и не лучшая в индустрии, но запоминающаяся, достойная, радующая глаз, не проседающая до диссонансов, имеющая сильные запоминающиеся моменты, и выполняющая таким образом свои главные и второстепенные задачи на отлично.
  •   Увлекательно рассказанная история, включающая в себя ряд обманов читателя, ради успешно достигаемого вау эффекта.
  •   Несмотря на свою шаблонность и явные отсылки к властелину колец, герои Гобса ведут себя как интересные персонажи (не люди), способны вызвать симпатию, сочувствие,     сопереживание. Автор не ленится раскрывать персонажей, показывать их в разных боевых и бытовых условиях, используя производимые ими действия и конфликты ради их раскрытия.
  •   Мангака провел отличную работу по адаптации исходного материала, сокращая ненужное, акцентируясь на важном. Не лучшая адаптация – но достойный пример качества.
  •   Автор не поленился прописать текущую историю мира. Убери из истории главного героя – мир продолжит своё движение, мы сможем пронаблюдать за ним через другого персонажа. И тем не менее все они косвенно взаимодействуют, т.е. не существуют в отрыве друг от друга, а скорее представляют собой сложный механизм из множества пружин и шестерёнок, хоть мы и наблюдаем в основном за работой лишь одной из них.
  •  Автор с пониманием дела использует художественные приемы и замыслы, в этой манга ничто не происходит просто так, даже филеры играют важную роль.
  •  Наличие в этой истории идеи судьбы и борьбы за жизнь и эволюцию. Есть и другие маленькие идеи, раскрывающиеся практически мгновенно. При должном уровне интеллекта читателя – тот способен задаваться сложными вопросами, моральными дилеммами и просто поразмышлять о прекрасном. Ничего сверхъестественного, но есть пища для ума и для сердца.

    Идей в этой манге куда больше одной, что не удивительно, учитывая, что речь всё же идет о периодическом издании, а не единой цельной работе. Что так же хорошо с этими идеями – автор практически не кормит ими с ложечки, держа аудиторию за стадо баранов, а вплетает их через аллюзии и метафоры, одной из важнейших из которых является тот факт, что эта история – сюжет в D&D.

     Приведу пример. Главный герой этой истории – не является героем истории большого мира. Боги кидают кубики, но не они кидают кубики главного героя. В то время как иные исполняют волю богов, геройствуют, сражают демонов и драконов – все они остаются за кадром, ибо не важна та судьба, что по определению идет к успеху. Путь через боль и страдание, обучение, всегда и везде, а также способность защищать и позволить защищать себя – делают главного героя. Он уязвим, ранен, ему больно. Он как собака гонялся за собственным хвостом выполняя лишь одну функцию, но что-то изменилось, и теперь, через его окружение, мы способны видеть, как он оживает. И что же изменилось? Мы наблюдаем за всеми частями этого пазла, в котором и находится авторское высказывание. Ругаете эту мангу за гарем? А как еще поощрять то, что герой становится всё более человечным, кроме как окружая его всё большей симпатией со стороны людей? Не только девушки начинают любить его, обсуждать его, уважать и ценить.

Моральные дилеммы тоже неплохи. Например, лучше ли гобс своих врагов? Да, они делают то, что они делают, но ведь они и не умеют иначе, так же как не умеют иначе и люди. Все ли они добрые, отзывчивые и приятные люди? Нет, они тоже тонут в пороках, стереотипном мышлении, наглости, самодовольстве. Тут есть над чем подумать.

Есть что обсуждать, есть о чем подискутировать. Но главное – эта манга способна вернуть малую толику веры в человечество, в окружающих нас людей, задуматься о том, как много в нас мы делам сами, а сколько делают: наши враги, наши близкие и даже просто проходящие мимо люди, а сколько - мы делаем для них всех, а что - могли. Но не сделали.  




 Я выражаю искреннюю благодарность RED за переводы и, что немаловажно в данном
случае, оффтопы, где он не один раз пытался обсуждать дилеммы, сюжетные твисты и авторские замыслы, приемы, интервью и планы, а также пытался отстоять честь и
достоинство далеко не самой глупой манги. 

ほんとう  ありがとう

Автор: ToxicWaste
Аватар ToxicWaste
Все отзывы ToxicWaste 2
Все отзывы на Убийца Гоблинов
Добавить отзыв

Вернуться к остальным отзывам


Дата публикации: 14.08.18

Меню