Отзыв на мангу Мастер Вздрочки Куросава

Оценка автора: 10/10
Дата написания:

Оцените отзыв

Это было бы смешно, если бы не было так серьёзно.

Рэй Брэдбери


Многие из современных нам авторов, особенно деятели культуры конца ХХ – начала ХХI веков испытали и испытывают на себе влияние культурных парадигм и эстетических воззрений философии постмодернизма. Особенно ярко этот процесс наблюдается в сфере современной японской молодёжной массовой культуры, когда многие мангаки, аниматоры, авторы визуальных и лайт-новелл, создают произведения, ориентированные на глобальную переоценку ценностей, низвержение различных социальных условностей и стереотипов. Их творения с уверенностью можно обозначить как новый взгляд на прекрасное, характеризуемый чутким отношением к тонкому шарму дисгармонии, атональности, асимметрии. Безобразное, безумное, дисгармоничное, девиантное вызывает у них неподдельный интерес, так как именно в декадентных формах, идеях, персонажах они ищут выход из интеллектуального кризиса современного общества.

Парадоксальным образом при эстетизации безумного, безобразного, девиантного на свет появляются интересные, потрясающие сознание произведения, главные герои которых имеют в разы больше популярности, и несут значительно более весомую смысловую нагрузку, чем стандартные герои моралистических сёнэнов.

Masturbation master Kurosawa – именно такая манга. Что интересно, (в полном соответствии с постмодернистским видением литературы) Исэ Катсура и Ёкота Такума не являются в полной мере авторами данного произведения. Данная манга родилась из серии трэдов на японском 2чане, как своеобразное литературное попурри, литературная игра, которая обрела законченную форму в тексте Исэ Катсуры, а графическую (специализировавшемся до этого на вэб-мангах) в рисунках Ёкоты Такумы.

Перед нами действительно необычная манга. Это произведение-бомба, манга-вызов, чистейшая провокация с культурной точки зрения. Можно сказать о том, что паре авторов, иные произведения которых практически неизвестны не то, что для русскоязычной, но и для англоязычной публики, удалось фактически невозможное – выпустить шедевр, который в полной мере характеризует Zeitgeist, систему нравов отдельно взятого класса обычной японской школы.

Чтобы избежать превратного трактования данной манги, нужно с первой страницы иметь в виду, что перед нами не очередная романтическая пародийная комедия с элементами эччи, а психологическая драма, социальная трагедия главных героев, отвергнутых школьным социумом. Данная манга затрагивает серьёзные, зрелые темы, для раскрытия которых акцент повсеместно смещается от моментов имеющих ярко-выраженный сексуальный (а часто и юмористический) характер к раскрытию психологических мотивов и взглядов на жизнь протагониста и его окружения. Перед читателем панорамой пройдёт история мести и искупления, предательства и дружбы, жестокости и гуманности, история, которая не оставляет равнодушным.

Манга убедительно изображает суровую реальность жизни, показывая страдания, через которые можно пройти, а также надежду, которую можно обрести, когда становится по-настоящему плохо. Раскрытие таких социально-психологических проблем, как издевательства в школе, разочарование, искупление происходит с такой психологической силой и интенсивностью, что от показного комедийно-пародийного флёра нескольких первых глав не остаётся и следа.

Ещё более удивительно то, что данная манга, по сравнению с любыми иными произведениями в жанре сэйнэн, демонстрирует поразительно консервативный взгляд на сексуальную сферу межличностных взаимоотношений. Японская культура среднего класса, наиболее ярко представленная в аниме и манге, при ближайшем рассмотрении формировалась из кипучей смеси самурайских и городских представлений о взаимоотношениях мужчины и женщины, когда многие герои национального фольклора (особенно периода XVI – XIX веков) были откровенно полигамны, а многие деятели самурайской традиции были открыто бисексуальны.

По большому счету, не смотря на провокационное название, Masturbation master Kurosawa ни в каком смысле не извращенная манга. Главной заслугой создателей этого додзинси является то, что они ни разу за всё произведение не прибегли к дешёвым избитым приёмам, обобщаемым одним термином «фансервис». В манге Вы не увидите ни одной «случайно» задранной юбки, падений, подглядываний, сцен в ванной или на горячих источниках, необоснованно фривольной женской униформы и т.д. Упрощая, можно сказать, что перед нами история о парне, который любит подрочить, написанная, однако, не для того, чтобы читатель подрочил на красивых 2D-няшек и напрочь забыл о ней на следующий день.

Это произведение томное, душераздирающее, необычное. Правдоподобная история честно показывает нам, что происходит с человеком, когда разрушается его мир, какова цена и последствия действий, которые он считаешь благими, как найти цель в жизни и, в конечном счёте, как обрести самого себя. Необычно ещё и то, что каким бы извращённым и циничным не изображался Какеру Куросава, этот персонаж остаётся невероятно популярным и притягательным. Секрет этого трюка прост – в манге нет ни капли наигранности, фальши, театральности. Как в мире своих эротических фантазий, так и в реальном мире Куросава совершает логичные, понятные, закономерные поступки, чувствует и думает то, что должен был чувствовать и думать реальный человек. Как сказал бы великий Фридрих Ницше, Куросава полностью человечен, слишком человечен. Манга с фанатичным упорством раскрывает все карты, когда дело доходит до выявления его недостатков, внутреннего уродство, ярко обозначает его падение и искупление.

В процессе погружения в произведение, авторы создают реальный диалог с читателем, когда во время развёртывания повествования реакции Куросавы на жизненные ситуации настолько правдоподобны, что ловишь себя на том, что чувствуешь то же самое. Жажда любви, которая проснулась в его сердце, испепеляющий гнев, когда он был предан, безнадежность и пустота внутри, весь спектр его сомнений и колебаний, и надежда, лёгкий намёк на счастье, которое согреет остывающее сердце – всё это не оставит равнодушным даже самого опытного читателя. Талант авторов в том, что они не просто подробно и ясно изображают внутренний мир как главного, так и второстепенных героев, а ставят нас на место того или иного из действующих героев, позволяя понять его, взглянуть на мир его глазами.

С первого взгляда, который в отношении этой манги всегда будет обманчив, может показаться, что это классическая школьная история с соответствующим сеттингом и набором штампов. Это абсолютно не так. Рассказ, который начинается как ироничная пародия на Death Note, вскоре перерастает в повесть-исповедь подростка, которая по глубине и накалу интересных и убедительных сцен, сравнима со знаменитым произведением Джерома Сэлинджера. В этом сравнении нет никакой натяжки, так как по ходу сюжета явно видна параллель между Какеру Куросавой и Холдэном Колдфилдом из “The Catcher in the Rye”. Они оба являются детьми своего времени, оба поступают «эгоистично, но правильно».

Фактически, каждая арка в этой истории раскрывает по крайней мере одну из завяленных в интродукции тем: на первом этапе осуществляется представление действующих лиц и обстоятельств, в которых будет происходить действие, затрагивается проблема одиночества и беспомощности человека перед лицом всемогущего коллективизма. Мастурбация показывается как психофизиологическая разрядка для снятия нервного напряжения. Примерно в миттельшпиле, анализу подвергается тематика отверженных в школьном коллективе, остракизм от социальной иерархии и личностного роста персонажей через преодоление трудностей. Концовка показывает нам результаты всего того, что произошло в манге и авторское видение решения тех или иных поставленных в произведении проблем.

Центральной фигурой всего произведения является ученик 3-го года старшей школы Какеру Куросава. Этого персонажа справедливо можно охарактеризовать как слабого человека, как личность, чьи недостатки и пороки очевидны в самом начале. Наш главный герой – Куросава – это парень, которого большинство смело назовёт социопатом и мизантропом, который не имеет друзей и никогда в своей жизни не влюблялся. Перед нами типичный интровертный подросток, единственной радостью которого является побег от скучной реальности в мир сексуальных фантазий. Он умён, расчётлив, хитёр. Этот персонаж, который никого не оставит равнодушным. Главный герой изображается саркастической копией Ягами Лайта, с большим количеством недостатков и негативных идеалов, который, однако, лишён амбициозности и пафоса оригинала. Под видом тихого студента скрывается настоящий мастер мастурбации, личность которого показывает свою истинную природу лишь в женском туалете в момент онанизма.

Мне, честно говоря, всегда нравятся такие персонажи – еще не нащупавшие почву под ногами, не вписавшиеся в мир и за то на него обиженные – в них есть что-то такое, что потом отмирает навсегда. Ни в ком больше такого не найдешь. И поэтому в извечном споре Мугивары Луффи и Икари Синдзи я, очевидно, встану на сторону Икари Синдзи. Какеру Куросава убежден, что мир, который его окружает – фальшив, лжив и лицемерен, взрослые и сверстники – все вокруг вызывают в нем глухое раздражение. Такое состояние возникает тогда, когда человек не видит смысла в том, что он живёт — неважно, на работе, дома или в одиночестве. Этого по-настоящему несчастного человека характеризует полная утрата веры в способность влиять на значимые жизненные ситуации и фактическое сведение собственной жизни к простому удовлетворению физиологических потребностей.

Выдающейся заслугой Исэ Катсуры и Ёкоты Такумы является потрясающая по своему масштабу и многообразию эволюция данного персонажа. Жизненный опыт, который формируется у протагониста, определяет развитие персонажа и изменение его взгляда на мир.  Этот процесс расписан настолько интересно и шикарно, без затягиваний, провисаний и лишних слов, что на некоторое время заставляет читателей потерять дар речи.

Цепь трагических событий в манге имеет две функции: они позволяют наиболее чётко и объективно показать нам причину, почему главный герой хочет изменять себя и свою жизнь, а во-вторых, раскрывает перед читателями уникальную перспективу, которая позволяет нам лучше понять самих себя.

Истинный масштаб человеческой трагедии Какеру Куросавы проявляется в момент одной из кульминаций сцен манги – в момент его «осквернения» Маджистел-доно. Даже сложно представить, какая по масштабам буря бушевала в этот момент в его душе. Идеально выписан момент внутреннего диалога между главным героем и образом его возлюбленной. Образ необычной девушки, ставший живым благодаря силе воображения Куросавы, имеет особенно глубинное значение – он показывает насколько силён и многообразен в своей чародейской функции может быть Эрос, и, одновременно, насколько он иллюзорен и обманчив. Как и Икари Синдзи в палате 303 в полнометражном фильме «Конец Евангелиона», Куросава попытался заменить любовь, жажду близости, искренности, тепла профанацией в форме банального самоудовлетворения.

Реальная глубина характера Куросавы, проявляется в его метаморфозе от асоциального, эгоистического циника в человека, который является более открытым для людей. Интересно в этой манге и то, что, на мой взгляд, во всей истории нет типажей реального героя и злодея. Все персонажи характеризуются неоднозначностью ролей, отыгрываемых ими на разных этапах сюжетной линии, подчёркивая главную мысль, которую несёт манга: люди могут меняться и каждый человек может стать чем-то большим, чем мы даже можем себе представить. А как это оценивать и характеризовать этот сложный и противоречивый процесс авторы отдают на откуп читателям, оставляя все комментарии за скобками произведения. 

Главное обвинение, которое манга бросает окружающему миру и японскому обществу – это обвинение в фальши, в сознательном, а потому особенно отвратительном притворстве, «показухе», жестоком коллективном безразличии, в терпимости к злу. Эта манга дерзко обвиняет людей в самодовольствии, лицемерии, душевной черствости и безразличии. Эта юношеская нетерпимость и энергетика притягивает, неодолимо подчиняет себе читательские сердца.

Появление таких произведений как Masturbation master Kurosawa непредсказуемо, его тайна — в глубинах человеческой души. История не ходит дважды одними и теми же путями. Что бы не постиг умом, чем бы ни был захвачен человек, пространство его существования и место его поступка устроены не им. Раньше мысли – глубина или поверхностность того, о чем она; раньше поступка – воля, которая есть или которой нет. Раньше всего «просвет», простор, на который выступает человек в историчности своего существования.

С момента выхода и публикации этого произведения прошло уже более 7 лет. За это время многие читатели открыли для себя новые измерения жизни, которые позволили взглянуть на школьное прошлое новыми глазами. Необычные истории не возникают на пустом месте, они появляются тогда, когда люди хотят узнать самих себя. По своей сути – культура в общем, и манга в частности – это нечто вторичное, мы присутствуем в бытии раньше чем она, мы читаем мангу, чтобы стать понятнее самим себе. Если говорить языком строгой академической науки: то, чем мы не являемся, мы о себе не можем и знать, как бы тщательно и старательно не прислушивались к голосам далёкого эха.     

Пока ничего нет, Обсудить
Автор: Shiosai
Аватар Shiosai
Все отзывы Shiosai 7
Все отзывы на Мастер Вздрочки Куросава
Добавить отзыв

Вернуться к остальным отзывам


Дата публикации: 24.02.14

Меню